В храмах уже пропели стихиры о жене, помазавшей Христа миром.
Кто эта женщина, сколько всего было помазаний, и что означал этот жест?
Блж.Феофилакт Болгарский считает, что всего было 3 помазания и 3 помазавших, в хронологической последовательности:
1 безымянной блудницей в доме Симона фарисея, в Галилее, о котором говорится только в Евангелии от Луки;
2 Марией, сестрой Лазаря, в их доме в Вифании, после воскрешения Лазаря, но до входа в Иерусалим, то есть в субботу (Евангелие от Иоанна);
3 другой женщиной в доме Симона прокажённого в Вифании в Страстную среду (у Матфея и Марка).
Блж. Иероним отличал грешницу из 7-й главы Евангелия от Луки от женщины, совершившей помазание в Вифании. Святитель Амвросий Медиоланский различает помазания в Галилее и Вифании. Свт. Иоанн Златоуст допускал, что у Матфея, Марка и Луки речь может идти об одной и той же женщине, но отличал её от Марии, сестры Лазаря. Св. Августин и св. Григорий Двоеслов считали, что была одна помазавшая, но два помазания.
Свт.Григорий Двоеслов отождествил совершившую помазание женщину с Марией Магдалиной, из которой Иисус изгнал семь бесов: «Та, которую Лука именует женой грешницей, и которую Иоанн называет Марией, мы верим, что это была Мария, из которой были изгнаны семь бесов согласно Марку». Это отождествление закрепилось в западной традиции.
Одно из значений помазания Иисус расшифровывает сам — женщина готовит Его к погребению. Но, конечно же, сама женщина не понимала этого. Для нее помазание было жестом покаяния и любви.
Рассказ о помазании Иисуса миром и предательстве Иуды являются основными темами богослужения Великой Среды. Стихиры на «Господи, воззвах» противопоставляют корыстолюбие Иуды самоотвержению и покаянию грешницы. Самая известная из стихир Великой среды написана прп. Кассией.
Перевод Ольги Седаковой:
Господи! Во многие грехи впавшая женщина,
Бога в Тебе ощутив,
мироносицей становится
и, рыдая, миро приносит Тебе прежде погребения,
– Увы мне! – говоря –
как ночь для меня – блудная неодолимая страсть,
темное, безлунное влечение к греху.
Прими же потоки слез моих,
Ты, из облаков изливающий воду морям!
Склонись к вздохам сердца моего,
Ты, склонивший небеса неизреченным Твоим обнищанием –
буду целовать пречистые ноги Твои,
утру их волосами моими:
шум их Ева, заслышав в раю пополудни,
спряталась в страхе.
Грехов моих множество, судов Твоих бездну кто исследует?
Души спаситель, Спаситель мой, не презирай меня, рабу Твою,
ибо милость Твоя безмерна.
Пронзительная и гениальная поэзия.